Психотерапевтическая группа методом расстановки "В потоке жизни" 09.03.2013

О методе.

"Расстановка" это авторский термин, переведенный с немецкого языка (familien-stellen семейная расстановка). Он наиболее точно отражает суть происходящего во время работы в этом методе: людей, участников группы "заместителей" расставляют в рабочем пространстве группы, интуитивно определяя каждому свое место. С этого начинается расстановка.
Расставленные клиентом фигуры отражают его подсознательный образ ситуации, с которой он работает в расстановке.

Данный метод относится к разряду краткосрочной терапии, то есть это метод решения проблемы, а не обсуждения, почему она возникла. Поэтому важным является не описание проблемы, а осознание желаемого результата, того, что бы Вы хотели достичь.

В процессе расстановок находятся решения актуальных вопросов и проблем, связанных с взаимоотношениями не только внутри семьи, но и с более широкими социальными кругами, происходит выявление и корректировка жизненных сценариев. Незавершённые отношения («Не могу расстаться», «Не могу забыть»).Отношения с партнером, трудные ситуации с повторными браками, сводными детьми. Отношения с родителями: обиды, неспособность отделиться, принять их такими, какие они есть. Если у Вас имеются не рождённые и/или рано умершие дети и Вы хотите продиагностировать и оптимизировать их влияние на взаимоотношения в паре и семье. Желание исследовать собственное родовое дерево. Тяжелые судьбы, например, рано умершие члены семьи, многочисленные несчастные случаи, самоубийства, судимости, психозы и д.р.

Возможность узнать о причинах психосоматических состояний (системной составляющей заболеваний и симптомов), недостаток жизненной энергии. Метод хорошо зарекомендовал себя при работе с зависимостями в отношениях, пищевой, алкогольной. Это вопросы касающиеся личного развития, самореализации, карьеры, финансов. Также это могут вопросы конкретной ситуации: сдача экзамена, трудности в завершении проэкта, изучения языка, переезд. Травма (диагностика и сопровождение).

Системный подход (расстановки) отличаются от других видов психотерапии объектом исследования; в других (несистемных методах), в фокусе внимания находится личность с её особенностями и поведением (особенности воспитания, травмы, конфликты в истории жизни). В большинстве случаев этого достаточно. Но всё же в некоторых ситуациях проблема остаётся нерешенный, когда человек уже перепробовал многое, и тогда можно предложить системный подход, когда объектом изучения выступает система клиента. Это может быть семейная система — род, система в организации, где он работает, система его внутренних частей и состояний. Каждый из нас является членом различных систем. С самого рождения мы принадлежим системе наших родителей, в том числе и каждого из них в отдельности. Вступив в брак, мы создаем новую, собственную систему – свою семью.

Все системы находятся в постоянном развитии. Основной их функцией является собственное выживание и продолжение. При этом существуют определенные законы, по которым системы живут и развиваются. Если они нарушаются по каким-либо причинам, система запускает компенсаторные механизмы, позволяющие восстановить ее равновесие.

Например непослушание ребенка с точки зрения системного подхода может быть продиктовано именно такими механизмами. В таком случае оно является следствием нарушения каких-либо системных законов. Для коррекции поведения ребенка необходимо найти причину, то место в системе, где они были нарушены. Скажем, как следствие «конфликта лояльности», который возникает при «неправильном» разводе родителей. Пока семья была одним целым, ребенок знал, что может одинаково любить и маму, и папу. После развода он видит, что мама обижена на папу: она расстраивается из-за того, что ребенок хочет проводить время с отцом. Тогда ради мамы ребенок может отказаться от общения с папой и начать его игнорировать. Но при этом, согласно системным законам, он может начать злиться на маму, так как именно из-за нее ему приходится отказываться от отца. Кроме того, ребенок может начать выражать матери то недовольство отца, которое он сам не может выразить ей прямо. Например, за то, что она препятствует их общению. Результатом же может стать «плохое» поведение ребенка по отношению к матери, которое доставляет ей боль, и по поводу которого она обратилась к психологу.

Этот пример отлично показывает, что работать в данном случае следует не с ребенком, а с системой в целом. Она должна прийти к равновесию и адаптироваться в новой ситуации. Тогда и ребенок изменит свое поведение.

Системный подход основывается на понимании того, что каждый человек помимо обычных эмоций и чувств испытывает еще и определенные системные чувства в зависимости от своего «положения» в системе. Если он занимает «неправильное место», имеющее отклонение, это приносит и человеку, и окружающим дискомфорт и страдания. Как в примере с ребёнком, только с другого уровня иерархии таким ребенком в системе родителькой семьи может являться и сам клиент, находясь «в лояльности» в свою очередь к кому-то из сових родителей.

Если у человека существует проблема, которая не решается с помощью классических методов, он может обратиться к системному консультанту. Тот в свою очередь может посмотреть на историю семьи человека, характер взаимоотношений старших поколений, наличие системных «нагрузок»: тяжелые судьбы, преступления, семейные тайны и др., изучить возможные отклонения и «переплетения» в отношениях других членов семьи.

Рассмотрим следующий пример. Допустим, дедушка клиента в свое время был отвергнут семьей и забыт по каким-либо причинам. В таком случае плохое самочувствие этого человека, как один из возможных вариантов, может быть связано именно с этим. В данной ситуации классические подходы дадут только временный или поверхностный эффект. Проблема со здоровьем или любая другая, имеющая причину в отвержении дедушки, не сможет разрешиться, пока мы не рассмотрим ее на более глубоком, системном уровне и не найдем для дедушки «хорошее место».

Именно поэтому метод системных расстановок получил свое собственное предназначение и смог занять определенную нишу среди других психологических подходов.

Своим появлением метод обязан немецкому философу, богослову, педагогу, психотерапевту Берту Антуану Хеллингеру. Он родился в 16 декабря 1925 году, изучал философию, теологию и педагогику. Широко известен благодаря эффективному краткосрочному терапевтическому методу, именуемому — «семейные расстановки». В процессе развития его работа вышла за рамки первоначального формата, сейчас он сам обозначает свою работу как «новые семейные расстановки» в согласии с «Движением Духа» (Spirit Mind). Тысячи практикующих профессионалов по всему миру под влиянием Хеллингера применяют и адаптируют как его изначальную концепцию расстановок, так и его аутентичный авторский подход к разрешению широкого ряда личных, организационных и политических системных ситуаций. С 2007 года Хеллингер создает собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia — старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80,_%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%82


Еще о расстановках http://russian.constellations-lahore.com/27.html

Виды расстановок.

Какую проводить расстановку — зависит от содержания запроса. Именно на этом этапе психолог определяет, какой вид расстановки будет наиболее подходящим для данного клиента. Существует несколько видов расстановок:

Семейные расстановки — (в том виде, в котором ее изначально разработал Берт Хеллингер). Этот тип расстановки состоит из двух компонентов:
Диагностическая расстановка, подразумевающая получение информации о системе,
и расстановка как поиск решения.

Вид семейной системной расстановки выбирается в зависимости от запроса клиента, его цели и готовности решить проблему. Таким образом, расстановка может включать либо только диагностику – первую часть, либо и диагностику, и поиск решения – обе части, в случае, если система позволяет провести такой вид работы. Как мы уже отмечали, вид расстановки зависит от ее цели, которая проясняется и уточняется как при работе с запросом клиента, так и в процессе самой расстановки. Соприкасаясь с образом реальной системы, мы не можем заранее знать и гарантировать, что в системе есть внутреннее решение или позитивное «движение» в его сторону. Однако практически всегда расстановка может дать диагностическую картину ситуации и понимание процессов в системе.

Если же система не раскрывается, не проявляются движения к улучшению, или находится в «стабильном» положении, когда у заместителей нет мотивации к изменениям, расстановщик может прервать работу. Считается, что такая расстановка может иметь даже больший терапевтический эффект для клиента. Сам факт того, что «клиент видит правду», способен запустить сильные психические процессы. Например, Хеллингер в большинстве случаев проводит быстрые небольшие расстановки, определяя суть вопроса. Решение же приходит в жизнь клиента уже после расстановки. По словам самого Хеллингера: «Если мы оставляем клиенту самому найти решение, то мы делаем его сильным». Расстановка в этом случае служит импульсом для решения проблемы, запуская процесс.
Каждый расстановщик использует свой, наиболее близкий и удобный для него подход. Кто-то придерживается диагностического стиля, а кто-то старается подойти к решению максимально близко. Оба варианта имеют право на существование и являются адекватными во всех практиках.

Вид расстановки так же во многом зависит от запроса и проявляющихся в расстановке динамик.
Порой расстановщик и вовсе может отказаться от проведения расстановки. В таком случае он объясняет клиенту причины отказа. Обычно это случается, если у человека отсутствует или недостаточная мотивация к изменениям. Например, клиент может находиться «во вторичных чувствах» ссылка на статью.
Но, несмотря на такую, казалось бы, незначительную внешнюю работу, как прояснение запроса и возможный отказ от расстановки, это может иметь очень сильный терапевтический эффект. Поэтому считается правильным оплачивать данную работу терапевта как за расстановку, полностью или частично.
Решение о форме расстановки принимается консультантом на основании целого ряда критериев. Каждому из них уделяется отдельное внимание при профессиональном обучении терапевтов.;

Структурные расстановки — позволяют работать с такими явлениями (структурами), как работа, деньги, болезни, страхи и др., к ним так же относятся симптомные расстановки; расстановки ролей, расстановки основных черт характера, расстановки структурных формул историй.

В данном виде расстановки присутствуют фигуры абстрактных понятий, симптомов болезней, чувств, состояний и других феноменов. Заместитель занимает место перечисленных фигур, а затем изучаются его взаимоотношения с другими элементами системы. В структурной расстановке могу ставиться фигуры, замещающие как людей, так и различные понятия. Структурные расстановки эффективны не только в вопросах внутрисемейных отношений, но и в вопросах разрешения внутренних конфликтов, преодоления страхов, поиска внутренних ресурсов, обретения силы, уверенности в себе и др. В данном виде расстановок могут присутствовать фигуры абстрактных понятий, чувств, состояний и других феноменов. Данный вид расстановок может делаться тогда, когда человека интересуют его личные взаимоотношения с такими понятиями и явлениями как любовь, жизнь и смерть, деньги, профессия, жизненные препятствия, жизненные задачи, цели, покупки, продажи и т.д. Здесь появляется возможность понять истоки и особенности проблемных взаимоотношений с интересующими понятиями, осознать влияние этих взаимоотношений на разные сферы жизни. Особенно хороши структурные расстановки при сопровождении травм, как лично перенесенных, так и трансгенерационных (имеющих свои корни семейной системе), к тому же они часто пересекаются в своих влияниях на клиента.

Структурные расстановки опираются на системную логику, согласно которой не только организации, семьи и другие группы, но и сам человек является системой, состоящей из различных подсистем (например, духовной, ментальной, эмоциональной, телесной) и включенной во взаимодействие с другими внешними системами.

Чуть подробнее о симптомной расстановке. В данном виде обычно присутствует фигура, замещающая симптом, болезнь, физическое или эмоциональное состояние.

Расстановки симптома дают возможность: обнаружить скрытый источник проблемы, связанный с некой душевной болью, которая оказывает влияние на тело человека; понять глубинный смысл болезни, выявить его системную роль и смысл; выявить функцию симптома в Вашей семье, а также изменить функционирование семьи так, чтобы симптом перестал быть нужным; получить мощные внутренние силы, которые станут ресурсом для нужных изменений; включить ресурс внутреннего самоисцеления; осознать целостность телесного и психического в человеке; расширить диапазон методов лечения, сделать его комплексным, а значит более эффективным, в том числе по подбору лекарственных средств.

Штефан Хаузнер, один из основоположников работы с болезнью методом расстановки, будучи врачом широкого профиля, говорит, о психологической обусловленности боли «Взрослые люди не болеют». Современные ученные считают, что 90% болезней имеют психосоматическую природу. Психологи в области телесноориентированого подхода: Вильгельм Райх, Лоуэн, Александер со времен Зигмунда Фрейда исследовали, как различные эмоциональные переживания создавали блоки и спазмы в теле нарушающие естественное кровообращение; и в связи с этим «конструируя тело» вместе с его заболеваниями. Изначально лечение представлялось в виде мышечного расслабления с помощью специальных упражнений и анализа эмоциональной составляющей. Некоторые популярные авторы, например Луиза Хей, Лиз Бурбо и другие предлагают подробный список болезней, симптомов и расшифровку их посланий, но они все носят обобщённый смысл. В настоящее время расстановка даёт уникальную возможность очень точного определения причины возникновения болезни. Илзе Кучера, врач-кардиолог и психотерапевт-расстановщик, считает, что в любой болезни и стоящем за ней симптоме можно найти свой смысл. Этот смысл не является универсальным, его нельзя обобщить. Он всегда индивидуален и зависит от ситуации больного и его отношений в семье. За смыслом и ролью симптома стоят те или иные системные связи человека, история его семьи и рода.


Организационные расстановки — для разрешения проблем в трудовых коллективах; к ним отностся расстановки для людей помогающих профессий (врачей, психологов, педагогов, социальных работников…). Этот вид растановки позволяет увидеть отношения того, кто помогает и того, кому помогают. Здесь можно увидеть насколько действенна и эффективна помощь и скорректировать ее, прояснить истинные мотивы помощи, прояснить цели участников процесса, внести ясность в ситуацию.

Тетралеммные расстановки — расстановки для ситуаций принятия решения. Применяются для поиска новых путей решения проблем, при блокировке креативности. Этот вид расстановок основывается на модели индийской логики, опирающейся на четыре позиции, содержащие два полярные дилеммы. Две стороны тетралемы обозначают как «одно» и «другое», а две другие – как «и то, и другое» и «ни то, ни другое». В таких расстановках клиенты часто открывают для себя потенциал вариантов или позиций до сих пор отвергавшихся или отодвигавшихся на задний план, обнаруживают удивительные, ранее не замечавшиеся аспекты проблемы.

В случае, если клиенту некомфортно говорить о своей проблеме на группе, проводится скрытая расстановка, без озвучивания какой-либо информации. Cтепень открытости своей работы определяет сам клиент. Вся информация, полученная в консультировании и в процессе расстановки — строго конфиденциальна и не подлежит обсуждению. Все материалы на сайте, связанные с реальными расстановочными работами не содержат информации, нарушающей анонимности клиентов, тексты публикуются только с их согласия.

Как происходит расстановка.

Расстановка может проходит в групповом формате. Где группа из нескольких человек, предварительно записавшихся и оплативших свою расстановку (клиентов) или участие без расстановки (кто желает поучаствовать в расстановках и/или мини-упражнениях в зависимости от формата группы). Групповая работа состоит из нескольких индивидуальных сессий с каждым клиентом.

Длительность индивидуальной работы с клиентом составляет от 20 мин. до 1,5 часов в зависимости от задачи, темы и особенностей каждой конкретной расстановки.

Сначала ведущий проясняет запрос клиента. На основании проясненного запроса принимается решение о целесообразности проведения расстановки. Существует ряд критериев, помогающих прояснить данный вопрос: проблема относится к разряду системных, наличие мотивации у клиента, его личная готовность к изменениям и др.

Если в результате работы с запросом принимается решение не делать расстановку, клиент оплачивает только стоимость участия без расстановки.

Стоимость расстановки и участия в группе можно заранее узнавать у администратора группы.

Затем, в случае решения проводить расстановку и вида расстановки может быть предложено, руководствуясь своими внутренними ощущениями, выбрать из группы заместителей на роли основных участников или элементов проблемной ситуации и расставить их в пространстве по отношению друг к другу или представить что-то в воображении. В качестве заместителей также могут использоваться «якоря» или игрушки. В процессе начальной расстановки клиенту предлагается как можно меньше ориентироваться на то, что он думает о взаимоотношениях, но больше на то, как он интуитивно ощущает расположение фигур. Фигуры расставляются медленно и оставляются просто стоять в пространстве, без "театрального" выражения мимикой или позой их отношений.

После этого клиент чаще занимает место наблюдателя, но может и сам принимать участие в своей расстановке.

В процессе расстановки заместители под руководством ведущего осуществляют различные действия: озвучивают свои ощущения, произносят определенные фразы, ищут свое место в пространстве. На основании этих перемещений ведущий может судить о процессах, происходящих в семейной системе.

Таким образом, внутренний образ проблемной ситуации становится очевидным для участников, а главное - клиента.

Создание образов-решений с помощью расстановок высвобождает мощные силы, являющиеся для участников ресурсом к желаемым изменениям.

Данный метод экологичен и позволяет решать проблему клиента конфиденциально, не разглашая деталей и подробностей.

Лучший способ понять, что такое расстановка, и как она работает - прийти на группу в качестве участника, без своей расстановки, по оплате это зоо рублей. Это наглядный и чувственный опыт, которого не заменит интеллектуальное знание.


Индивидуальная сессия

Структура индивидуальной сессии аналогична групповой за тем исключением, что на ней присутствуют только два человека: клиент и терапевт-консультант, в такой работе клиент чаще сам присутствует в работе, необходимый образ может создаваться с помощью листов бумаги, игрушек, называемыми «якорями», а также в воображении. Затем ведущий и психотерапевт перемещаются по фигурам и исследуют проявляющиеся чувства.
Длительность индивидуальной работы с клиентом составляет от 30 мин. до 2 часов в зависимости от задачи, темы и особенностей каждой конкретной расстановки.

Вместо заместителей в начале работы расставляются знаки, указывающие на определенную фигуру (это могут быть тапочки, листы бумаги и т.п.), затем ведущий перемещается по фигурам и дает обратную связь как от заместителя.

Встреча организуется по предварительной записи.

Основой расстановочной техники является возникающее в этот момент заместительское восприятие - заместитель члена системы начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (боль в сердце, если у замещаемого участником дедушки клиента был инфаркт), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство). Практически каждый человек может быть заместителем и воспринимать информацию о замещаемом человеке, но одни люди более чувствительны, другие менее, и опыт заместительской практики развивает заместительское восприятие.

Заместительское восприятие возникает в том числе и при полном отсутствии информации о замещаемом члене системы, как у самого заместителя, так и у клиента. Это позволяет говорить о поле - внешнем источнике информации о системах.

Заместительское восприятие и понятие поля на настоящий момент мало объяснены традиционной психотерапией и признанной наукой и часто вызывают критику и непонимание. Тем не менее, в расстановках уже накоплен обширный опыт подтверждений приходящей из поля информации.


После начальной расстановки фигур терапевт опрашивает заместителей об их чувствах и ощущениях, что позволяет ему составить представление о том, какие именно динамики (взаимоотношения, их история и их потенциальное развитие) присутствуют сейчас в системе клиента и как они могли бы быть связаны с запросом клиента. В зависимости от стиля ведения расстановки терапевт позволяет заместителям самим двигаться и вступать во взаимодействия, либо переставляет их сам и опрашивает.

Названные выше Порядки имеют своё пространственное выражение: например, маленькие дети стоят или сидят перед обоими родителями, стоящими рядом; супруги стоят рядом, братья и сестры стоят по старшинству справа налево (старший справа от остальных). Невозможность заместителей находиться в пространственном расположении Порядка означает, что какие-либо отношения в системе не урегулированы или не признаны, чувства не проявлены, возможно присутствует исключенный человек.

Расстановка продолжается через изменение в пространстве положений фигур, опроса заместителей об их чувствах, поиска контакта с исключенными фигурами и проявление происходящего через т.н. "разрешающие фразы". Разрешающие фразы и вся работа в целом направлены на "признание того, что есть" (Берт Хеллингер). Например, "папа, ты единственный отец для меня" (сын - отцу, с которым мать не разрешала видеться).

В процессе работы в той или иной степени удается восстановить Порядки, найти исключенных и прояснить отношения с ними. Это воспринимается заместителями через ощущения "своего места", ясности и гармонии. Заявленный запрос теряет актуальность либо проявляется смысл проблемной ситуации и понимание пути её разрешения. Прийти к удачному разрешению удается не во всех случаях, но как правило даже частичное движение к решению даёт клиенту импульс к новому пониманию ситуации. Действие расстановки приводит к изменениям взаимоотношений в семье клиента, в том числе в тех случаях, когда клиент не находится в прямом контакте с членами своей семьи. Нередки случаи внезапного нахождения документов, новой информации о предках, установления контакта с родственниками, с которыми давно потеряна связь.

Материалы для описания взяты с http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8

и сайта http://www.ms-rasstanovki.ru



Просмотров 868 | Комментариев: 0
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
здесь размещаються счетчики рейтингов и каталогов