Развитие. Развитие речи 1 часть. 20.01.2011 11:36
Развитие правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач воспитания.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать окружающий мир, построить  взаимоотношения с детьми и взрослыми, что влияет и на поведение, а следовательно и развитие  личности в целом. И наоборот, неясная речь затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В 5—6 лет (иногда раньше) дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Мы можем создать условия для свободного общения ребенка с окружающими. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше (с учетом возрастных возможностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

Что могут сделать родители в развитии речи детей? В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием.

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью, например когда ребенок много болеет и часто отсутствует в детском саду или совсем не посещает дошкольное учреждение. Как бы там ни было, родителям хорошо знать организовать занятия с ребенком дома.

Начинаем с диагностики. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционнного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Потому что слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковыхвоздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их.

Также важно беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша,  когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальше будет стремиться к общению.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Формирование речи ребёнка. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие. С самого раннего возраста, приучая ребенка следить взглядом за предметами, слушать голос окружающих, мы способствуем развитию его речи.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова (правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием -ов (-ев): ковров, «окнов» и т. д.); строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства языка, К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист»..

Уже с трех месяцев у ребенка начинается период гуления, переходящего в лепет. Это период активной подготовки речедвигательного анализатора к произношению звуков. В это же время идет процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонации речи, а затем слова, обозначающие предметы и действия (к 7—9 месяцам).

Обычно к 9—10 месяцам ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году набирается до 10—12 слов (баба, кис, му и др.). Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании и в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не коверкая слов, не подражая речи детей. В это время необходимо развивать пассивный словарь ребенка (это те слова, которые он еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании). Из пассивного словаря развивается активный словарь (это те слова, которые ребенок употребляет в своей речи).

Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью.
Для двухлетнего ребенка является закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах). У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, простых в звуковом отношении.

К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов; употребление названий лишь тех предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

К трем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некото рые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом.
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. В общении со взрослыми малыш все реже и реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Появляются зачатки монологической речи. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, но вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками, начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах. К концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, свободно пользуется монологической речью. Все это дает возможность ребенку при поступлении в
школу успешно овладевать программным материалом.

В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Маленькие бонусы по развитию речи: логопедический массаж и чистоговорки.

Логопедический массаж
Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Легкий массаж щек, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и  служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Легкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2-5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса – 10-15 сеансов.
 
Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным кремом.
Выполнять легкие круговые движения от середины лба к области висков
Выполнять легкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей
Выполнять легкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков
Выполнять легкие круговые движения от середины лба к шее
Выполнять легкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ
Выполнять легкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
Выполнять легкие круговые движения  по контуру сначала верхней, а потом нижней губы – от уголков к середине.
Выполнять легкие постукивания по губам кончиками пальцев
Выполнять легкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка

Артикулярная гимнастика
Облизывать верхнюю и нижнюю губки
Язычком почистить зубки
Язычок бегает из одного уголка рта в другой
Широко открыть рот и покатать с нее зубками
Сделать из языка блинчик и иголочку
Как кричит индюк
Пощелкать язычком
Киска лакает молоко
Сделать из языка чашечку и удержать ее 5минут
Останови лошадку

Чистоговорки

Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Со-со-со – у машины колесо.

Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша – едет катер не спеша.
Аш-аш-аш – есть у Пети карандаш.
Шо-шо-шо – в нашем доме хорошо.

Ча-ча-ча – мама вызвала врача.
Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи
Чу-чу-чу – в самолете я лечу
Че-че-че – скачет птичка на мяче
Чо-чо-чо- стало в печке горячо

Ра-ра-ра – сыну спать давно пора
Ри-ри-ри – прилетели снегири
Ро-ро-ро – воды полное ведро

Лу-лу-лу – чемодан стоит в углу
Ло-ло-ло -  весной на улице тепло
Ул-ул-ул – у меня сломался стул
Ля-ля-ля – зеленеют тополя
Ла-ла-ла – наша деточка мала

Цо-цо-цо – мама вышла на крыльцо
Цы-цы-цы – собираем огурцы
Ец-ец-ец – очень вкусный огурец
Ца-ца-ца – кота прогнала я с крыльца

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Жи-жи-жи – прилетели к нам стрижи
Жу-жу-жу – молока даю ежу

Ща-ща-ща – этот пояс  от плаща
Щу-щу-щу – я тебя в лесу ищу

За-за-за – на лугу стоит коза
Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу

Из систем развития акцент на освоение речи делает Глен Доман, теорию и методики можно также на сайте http://zazerkalie.ucoz.com/blog/2009-12-28-23
Упражнения призказки для развития мелкой моторики http://zazerkalie.ucoz.com/blog/2010-10-21-60
Развитие речи 2 часть
Комментарии
watchNewS 30.03.2013 05:26
<p>Элитные мужские часы свидетельствуют о финансовом состоянии их владельца. Ведь это настоящее произведение искусства, привлекающее своими неоспоримыми достоинствами. Вот только приобрести такую роскошь позволить себе могут далеко не все, ведь цена оригинальных часов желает оставлять лучшего. Поэтому в наше время, многие выбирают прежде всего копии.</p>
http://www.newwatch.com.ua/
BAK Hladasan 20.11.2012 05:30
Нужно отремонтировать копир? Проработал около полугода после долго не пользовалась им
сегодня в обед пыталась включить, а ксерокс не фурычит....
Нашла тут поблизости- http://www.filpan.ru/uslfind.php?id=3&usl=1 - Ремонт мфу
Кто у них еще ремонтировал мфу?
Заранее блогадарна!
SXAD Znataly 17.11.2012 04:59
Где купить картридж HP CB 435A?
http://www.filpan.ru - Недорогие лазерные картриджи HP CB 435A для лазерных копиров.
заправка лазерных картриджей, лазерные картриджи Samsung.
Где дешевые лазерные картриджи HP CB 435A?
заправка картриджей xerox для лазерного картриджа заправка.
D MDNqasal 16.10.2012 05:13
Преобрела себе ксерокс - samsung SCX 4833FR
, картридж кончился и что теперь делать?
Позвонила в разные организации, сказали, что не могут помочь, надо покупать только новый картридж!
Посоветуйте, может кто сталкивался с samsung?
Картридж такой дорогой! Где подешевле найти картридж для samsung SCX 4833FR

Преобрела здесь: прошивка и http://www.filpan.ru/uslfind.php?view=1&id=414&raz=9&usl=1 - совместимый картридж samsung SCX 4833FR
Блогер обо всем 08.12.2011 01:32
Замечательня статья...

предлагаю посмотреть мой блог обо всём
http://kto-online.net
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
здесь размещаються счетчики рейтингов и каталогов