Гиперактивность 28.01.2011 21:42
СДВГ - Гиперактивность, ММД – Минимально-мозговая дисфункция.

Их проявления и опознания, думаю в первую очередь необходимы родителям.  Гиперактивность стала народным ругательством; и часто употребляя родители и педагоги, не понимают, что за этим стоит. Это с одной стороны обесценивает серьезность положения, «на каждом шагу,  нормально, как и у многих других»; а с другой часто без оснований запугивает родителей, которые начинают видеть в здоровом поведении и реакциях болезнь. Лечение гиперактивности поддается в большинстве случаев психотерапевтическому лечению с участием семьи, если конечно нет явной неврологической патологии, тогда необходим контроль невролога и медикаменты.

Начать я хочу с того, что на консультацию в последние лет 6, обращаются говоря с порога «Мой ребенок гиперактивен». В дальнейшем общении видно, что гиперактивности нет, есть здоровая активность ребенка, есть жалобы мамы за которыми скрывается чаще не знание педагогических основ, о том, что активность и любознательность – это детские качества, в определнном возрасте непослушание - как практическая проверка норм и правил, которые передают ребенку родители и воспитатели, отработка моделей поведения и реакций на конфликтные ситуации, которые ребенок видит в семье у близких к нему людей. Таким образом он ищет для себя приемлимые способы, проверяя модели с помощью родителей. А к кому он может еще обратиться с таким вопросом?

Вторая по частоте причин, это усталость мамы, нехватка собственных жизненных сил, которая не успевает за ребенком, здесь единственный способ искать ресурсы для себя маме, личная психотерапия и осознание, что с ребенком все в порядке, освобождая его от своих тревог за здоровье и ограничительных просьб, которые рождают неврозы и закладывают большими буквами НЕЛЬЗЯ до конца жизни. Об этой части можно говорить бесконечно много, это самая сложная сторона вопроса, мама, которая не нашла реализацию себя, физически боится взросления ребенка «Чем я тогда займусь!» говорит ей, часто неосознанно внутренний голос. Это депрессия, которая также не осознавая причин переносит свою печаль на ребенка и в своем протесте ребенок бунтует какое-то время, а потом смиряеется.

Часто тревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного занятия к другому и выглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Такие дети - боязливые, раздражительные, тревожные - могут производить впечатление гиперактивных  детей со всеми следствиями.

В практике чаще лечение гиперактивности находит успех в психотерапии, осовбождая ребенка от медикаментов. Но если есть выраженна неврологическая патология, то к лечению стоит обратиться и непсихологизировать симптом, что тоже встречается, хотя реже.

Поэтому, для того чтобы картина состояния Вашего ребенка сложилась верной обращайтесь к хорошим проверенным специалистам за консультацией. Иногда встречается, как средство избегания трудных вопросов перенаправление к другому специалисту, а есть и те, которые готовы лечить все своими методами.

К примеру обращаясь к психологу, хорошо узнать о его специализации и если это педагог-психолог обращаться за советами по воспитанию, а неврозы и страхи – это компетенция клинического психолога и психотерапевта. Узнайте с кем из неврологов, психиатров сотрудничает психолог, к кому он может направить Вас с ребенком поручившись за коллегу. И наоборот, невролог, психиатр: кому может доверить вопросы развития  и эмоциональное созревание. Если специалист такое практикует: а за год практики вполне может возникнуть и сложится команда близких по духу коллег и сразу же отпадает вопрос о компетенции, работая во взаимодействии он готов взять на себя работу только в своей узкой области и не видеть себя всепомошником во всех сферах. Например, если педагог-психолог берет на развивающие занятия ребенка, которого нужно показать специалистам в области психических проблем, но другим классом, в результате ребенок получает ухудшения, потому как перенапрягается его нервная система не готовая к нагрузкам, по тому как его эмоциональная сфера отстает на 2 года в развитии, а ему предлагают программу по его биологическому возрасту. Здесь и специалисту трудно, но вопрос о помощи ребенку, который получает осложнения; о родителях которые, престают доверять не одному конкретному специалисту, а сразу всем в этой области.

А теперь, чтобы родителям было легче, а главное понятнее куда обращаться, я залезу немного в сферу неврологии приводя описание диагноза.

"Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный"

История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.

Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге "Психологические аномалии среди учащихся" (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) среди "психически ненормальных учеников" наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.
Термин  "легкая дисфункция мозга" появился в периодической медицинской печати в 1963 г. после совещания международных экспертов-неврологов, проводившегося в Оксфорде.

По крайней мере, 100 клинических проявлений входило в понятие "легкая дисфункция мозга", включая дисграфию (нарушение письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), гиперактивность,  недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и другие.

Термин "легкая дисфункция мозга" нелегко вводился в медицинскую среду. Были направлены анкеты 10 зарубежным педиатрам с вопросам: "Что Вы понимаете под термином "Легкая дисфункция мозга"?". Ответы были самыми разными. Подразумевалась и умственная отсталость, и нарушение координации, и другие отклонения вплоть до начальной стадии олигофрении.

Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные врачи. Наш известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу "трудновоспитуемых" детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.

С годами бессилие педагогических методов коррекция гиперактивности становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений  поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и "участок ответственности" за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы "отвечает" за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденом состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.

Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждения мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделом мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом

После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, наконец, остановились на названии, несколько сложном для понимания читателя, но более точно отражающем его сущность: "синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)". Именно под этим названием данная патология вошла в американскую классификацию заболеваний.

Выработаные критерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей с риском такого заболевания и дают  возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах.

Возрастная динамика гиперактивного поведения. Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5―10 лет, что отличается от возраста 11―12 лет. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения.

Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5―7 и 9―10 лет ― критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер [1991], происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

В 6―7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Всплеск гиперактивности в 12-15 лет в группе риска, а в группе с синдромом в 14 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. "Трудный" подросток (а именно к  этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться на расставание со школой.

К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими   личностными чертами, повышается  самоконтроль и регуляция поведения, дефицит  внимания   сохраняется (О.В.Халецкая,    В.М.Трошин). Нарушение внимания - основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания.

Среди мальчиков 7―12 лет признаки синдрома диагностируются в 2―3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20―25-летних ― 1:2 с преобладанием девушек.

Преобладание мальчиков ― это не только следствие субъективного мнения респондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителя чаще всего именно в мальчиках видят нарушителей порядка. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы [Корнев А.Н., 1986].

Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения поведения появляются с 3―4 лет, что заставляет родителей обращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу.

Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще проявляется в виде нарушений внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрыто.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Однако результативность подобной "брызжущей" активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений. Учителя и воспитатели обращают внимание на таких детей называя расторможенными, своим поведением они  возбуждают группу, класс, затрудняя проведение занятий. Гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20%.

Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движения (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей "живая" мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, т.е.  "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращаются".

Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.

Дефицит питательных элементов. У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12.

Питание. Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другие продукты, при употреблении  их в большом количестве, считаются возможной причиной гиперактивности. " Эта гипотеза была популярна в середине 70-х гг. Сообщения доктора B.F.Feingolda [1975] о том, то у 35-50% гиперактивных детей наблюдалось значительное улучшение поведения после исключения из их  диеты продуктов, содержащих пищевые добавки, вызвали большой интерес. Но эти данные последующими исследованиями не подтвердились".

Для начала нужна диагностика в своё время. Потому что чаще всего нарушения при гиперактивности компенсируются и излечиваются, но всё равно приводят к искажению созревания психики ребёнка, оно идёт другими темпами и с определенными осложнениями. С такими детьми трудно общаться, так как ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует как бы бездумно, болтает, не подумав. Часто родители таких детей жалуются, что у них нет друзей.

Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все их разнообразие, иногда просто избегают болезненных для них ощущений. Ребенку, который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно, трудно быть спокойным и сосредоточенным, концентрировать внимание, хотя он не имеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств.  Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.

Специфика интеллектуальной деятельности состоит в цикличности. Время в течении которого они могут произвольно работать, очень незначительно и может не превышать 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать 5-15 минут, после чего мозг снова «отключается». Чем дольше ребёнок работает, тем короче становятся продуктивные периоды, и длиннее, время отдыха – пока не наступит полное истощение. Тогда для восстановления умственной трудоспособности необходим сон. В то время когда мозг отключается ребёнок перестаёт понимать и осмысливать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Поэтому ребёнок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе. Соответственно в течение 40 минутного урока он может «отключаться» несколько раз и многое упустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге он либо перестаёт понимать, о чём идёт речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он выносит с урока. Дело ещё и в том, что, усваивая именно эти абсурдные правила и алгоритмы действия, руководствуется ими в дальнейшем. Закрепляясь, они становятся препятствием для дальнейшего обучения.

Если интеллектуальная работа ребёнка хорошо организована, продумана и распределена так,  что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно, но в современных условиях  школы такое не всегда является возможным. Существуют специальные учебные программы, рассчитанные на компенсацию отклонений: они включают в себя сокращение учебного времени, дневной отдых, сокращенная программа уроков, физиопроцедуры, развивающие занятия, обучение как лучше работать с учебным материалом, чтобы он откладывался в памяти и был понят.

Далеко не обязательно дети с гиперактивностью имеют холерический темперамент, как это может показаться на первый взгляд. Скорее их непоседливость, отвлекаемость и есть проявления общей ослабленности мозга. Вместе с этим недостаток самоконтроля, сдерживающих начал вследствие врожденной, генетически обусловленной неразвитости лобных отделов головного мозга, ответственных за функции контроля, волевого сосредоточения и критики.  Для многих детей характерна моторная неловкость, у них слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научится застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Дети с мозговой дисфункцией – это очень полиморфная группа. Их общим свойством является наличие в первые годы жизни так называемых "малых неврологических признаков”, которые обычно сочетаются с проявлениями психического дизонтогенеза как в интеллектуальной, так и в эмоционально-волевой сфере, т.е. у детей с легкой мозговой дисфункцией часто имеет место задержка психического развития.

Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной  норме.

При ЗПР, в отличие от умственной отсталости, имеет место обратимость интеллектуально дефекта. Кроме того, в отличие от олигофрении у детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов, так же для них характерна низкая познавательная способность. Особенностью психического развития детей с задержкой развития в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти. Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела, недостаточна тонкая моторика, у них наблюдается выраженное нарушение функций активного внимания, ограничение его объема, фрагментарность внимания. Многие дети с ЗПР обладают своеобразной структурой памяти. Это проявляется иногда в большой продуктивности непроизвольного запоминания. Такие дети эмоционально неустойчивы. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Наблюдаются также форму ЗПР, при которых эмоционально-волевая и личностная незрелость сочетается с недостаточностью различных компонентов познавательной деятельности.

Итак, при гиперактивности можно ожидать следующие отклонения по сравнению с возрастной нормой: быстрая умственная утомляемость, снижение работоспособности (при этом физическое утомление может полностью отсутствовать), резко снижены возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности, выраженные нарушения деятельности ребёнка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации, значительные сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности), снижение объёма оперативной памяти, внимания, мышления (ребёнок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации), трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную.

Дифференциальный диагноз гиперактивности с дефицитом внимания у детей проводят со следующими проявлениями:
индивидуальными особенностями темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы;
тревожные расстройства: особенности поведения ребёнка связаны с действием психотравмирующих факторов, в том числе сенсорной депривацией;
резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;
астенический синдром при соматических заболеваниях;
психические расстройства: нарушения поведения, аффективные расстройства (настроения), умственная отсталость, аутизм, шизофрения
эндокринные заболевания (патология щитовидной железы);
сенсоневральная тугоухость;
эпилепсия (абсансные формы, симптоматические, локально-обусловленные формы, побочные эффекты противоэпилептической терапии);
наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита-Маженс, Беквита-Видемана, фрагильной Х-хромосомы.

Наиболее важный возраст для диагностики детей с гиперактивностью – 3-6 лет. В качестве диагностического материала используются:
Вопросники для родителей и учителей;
Диагностика интеллекта и познавательной сферы ребенка
Диагностика видео-моторной коррекции (рисунок "Дом – дерево – человек”, "Несуществующее животное”);
Диагностика эмоционального развития (тест на уровень тревожности, тест руки и т.д.).

Для полноты представления о психических процессах ребёнка психолог может поинтересоваться результатами:
нейрофизиологические методы (электроэнцефалография, в том числе нейрокартирование в период новорожденности, реоэнцефалография, эхоэнцефалография);
нейропсихологические методы (прогнозированная программа нейропсихической диагностики для возрастных этапов: от 1 месяца до 1 года; 1-5 лет, с 5 и дальше);
рентгенологическое (по показаниям рентгенография черепа, шейного отдела позвоночника для исключения органических заболеваний)
нейросонография у детей дошкольного возраста
прочие (исследование глазного дна, биохимические и клинические исследования).

В последние годы были разработаны стандартизированные диагностические критерии СДВГ, предоставляющие собой перечень наиболее характерных и чётко прослеживаемых признаков данного расстройства. Их можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях 10го пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994). Для постановки диагноза необходимо наличие 6ти и более из 9ти перечисленных симптомов нарушения внимания (раздел 1) и\или признаков гиперактивности и импульсивности (раздел 2). Имеющиеся у ребёнка симптомы должны сохраняться на протяжении не менее 6ти месяцев. В случаях полного соответствия наблюдаемой картины одновременно разделам 1и 2 диагностических критериев, ставится диагноз сочетанной формы СДВГ. При наличии 6ти и более симптомов по разделу 1 и менее 6ти симптомов по разделу 2, используется диагностическая формулировка «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания». Если имеется полное соответствие критериям раздела 2 при частичном соответствии критериям раздела 1, то диагноз обозначается как «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».

Схема наблюдения за ребёнком
Раздел 1
Раздел 2
Нарушения внимания
 □  Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
 □  Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
 □  Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
 □  Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
 □  Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
 □  Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
 □  Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
 □  Легко отвлекается на посторонние стимулы.
 □  Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность (двигательная расторможенность)
 □  Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
 □  Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
 □  Часто проявляет бесцельную двигательную активность бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
 □  Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем – либо на досуге.
 □  Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «будто к нему прикрепили мотор».

Импульсивность
 □  Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
 □  Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
 □  Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
 □  Часто бывает болтливым.


Вот похожие критерии диагности, предложенные американскими психолоами Бекером и Алмродом.
Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
8. Двигательная расторможенность
9. Постоянно ерзает.
10. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
11. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
12. Очень говорлив.
Импульсивность
1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).
5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).
 Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Помимо легкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции, некоторые исследователи (И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова, А.Д.Кошелева, Л.С.Алексеева – это исследования врачей-неврологов) –  называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а также особенности внутрисемейного воспитания. Отношения внутри семьи.

Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой Е.В. показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:
с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);
с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
семьи с высоки уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);
семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).

В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, на 2-3 году обучения попадают в классы коррекции, потому что родители совсем не занимаются их развитием. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации -  эмоционального "голода", вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них. В подростковом возрасте они часто  попадают в асоциальные компании.

Причиной гиперактивности ребенка может стать и неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта во внешне благополучных семьях (Л.С.Алексеева,1997). Характерно, что и как гиперактивные дети предают в рисунке своей семьи. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе и себя, они, прежде всего, рисуют предметы: дома, деревья, облака, траву, только потом переходят к изображению людей. А, изобразив членов семьи: папу, маму, тетю, бабушку, очень часто "забывают" найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос: "Почему же тебя нет на рисунке?" - ребенок обычно отвечает: "А я на кухне", "А я в детском саду", "А я на улице". То есть через рисунок семьи передается отсутствие теплого, тесного контакта ребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других, проявятся отдаленность и отдельность от них, и прежде всего   от матери.

Вообще для всех гиперактивных детей любовь матери (любит? - не любит?), ее проявление в разных ситуациях не просто актуальная, а доминирующая тема среди всех других. Это свидетельствует о том, что присущая малышу потребность в эмоциональном контакте с близким взрослым не удовлетворена.

Можно дополнить картину взаимоотношений гиперактивного ребенка с близким взрослым еще некоторыми особенностями. Так, обследований детей  показывает, что во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваются чувства независимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей   повышенной активности они как бы сами "уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.

Чтобы убедиться в значимости эмоционального контакта матери и ребенка, достаточно присмотреться к взаимодействию мам со своими детьми в кабинете психолога во время выполнения задания, например, совместного рисунка на свободную тему.  Одну маму,  можно определить как отвергающую,  "эмоционально-безразличную", другую - как подавляющую, "сверхдинамичную".

В паре "эмоционально-безразличная мама и ребенок" инициатива в определении сюжета для рисования исходит от самого ребенка, а мама пассивно дает  свое согласие. Сам же процесс деятельности совместным назвать трудно, поскольку мама и ребенок "поделили" работу: каждый из участников рисует на своей половине листа, друг с другом они почти не пересекаются. Работают в основном молча или же инициативу общения поддерживает ребенок: могут перекинуться несколькими фразами, касающимися в большей степени технической стороны дела, например, попросить передать карандаш. Ребенок, вдруг ощутивший комфорт от новизны ситуации взаимодействия, начинает активизировать маму, реакция которой выражается либо явным безразличием, либо отказом рисовать. Чаще всего мама первая определяет объем работы, ставит точку и ждет, когда закончит работу ребенок. Вся деятельность проходит при явной угнетенности состояния матери, что в итоге приводит к угасанию интереса и у ребенка.

Взаимодействие "сверхпедантичной", гиперопекающей мамы с ребенком выглядит совсем иначе. Инициатором начала деятельности чаще всего выступает мама. Но если ребенок все же предлагает тему или сюжет, мама обязательно его уточник своим "последним словом". Мама и ребенок работают каждый на своей половине листа. Попытки же ребенка превратить совместную деятельность в игру, в общение (ведь это не запрещено!) часто завершаются для него неудачей: "Не заглядывай!" - говорит мама сыну, когда тот пытается получше разглядеть, что же она нарисовала на своей половине листа. Через некоторое время мама первая заканчивает работу, объясняя это, усталостью и неумением рисовать, а пока ребенок продолжает работать, она выполняет функцию контролера. В данном случае взаимодействие мамы и ребенка эмоционально богаче предыдущего, но эти эмоции не создают более радостную и комфортную обстановку, а чаще выполняют функции оценки и контролера: "Что это у тебя сова на орла похожа, разве это сова?" или "Не вертись, вот сделаешь все, потом будешь вертеться!" - хмурится мама.

Конечно, эти два примера, лишь частичка реальных отношений между мамой и ребенком, однако и они уже дают основания для некоторых прогнозов.

Дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом  отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения, не глубоки эмоциональные проявления по отношению с другими людьми. В-третьих,  чему следует уделить особое внимание, подобная картина эмоционального поведения  школьника младших классов может быть существенно дополнена изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близким взрослым, в первую очередь между ребенком и матерью.

Доминантные эмоционально неустойчивые мамы гиперактивных детей очень часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и эмоциональности своих детей и прибегают к угрозам "лишения любви". Таким образом они воздействуют на неокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и создавая основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха. Результат выше перечисленного - излишне подвижное  расторможенное поведение детей.

Еще данные из исследований. "Гиперактивное поведение может проявляться у детей, матери которых отличаются  сочетанием следующих личностных характеристик: доминантности и эмоциональной неуст
Комментарии
Gurii1224 30.01.2013 02:16
здесь на вышеприведенном веб-блоге подобран громадный выбор умных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1072.html - триколор тв личный кабинет
Julia6931 13.11.2012 20:39
у нас на интернет-портале можно посмотреть большой выбор новостей о ` http://www.infosuper.ru/ - Инвестиции.
suenedgedrids 05.11.2012 01:07
Наша компания рада приветствовать на данном сайте:) Мы уже пару лет занимаемся сбытом копий кроссовок Nike Air Max, New Balance и других.

Гарантией нашей работы является большое количество людей, совершивших сделки в нашей группе вконтакте.
Сейчас хитом продаж являются http://john-shop.ru/ - кроссовки москва, и их можно заказать на сайте http://john-shop.ru/.
Julia6749 10.10.2012 19:43
Всем приветик! Давайте далиться последними просмотренными вами фильмами!
Меня недавно впечатлил фильм Мужчина с гарантиейhttp://kinokorsar.ru/ - . По-моему отличный отечественный фильм про взаимоотношения людей.
А вчера мы с мужем сходили на фильм Порочнакя страсть. Интересный фильм о семье, любовнице, деньгах, Тиме Роте и разрушении всего обыденного. Ричард Гир немного постарел, но актерская игра бесподобна!
Какие еще фильмы вы можете посоветовать? хочется чего-нибудь в этом же духе.
Olya0243 05.10.2012 05:13
Здравствуйте, друзья. Мы с мужем въехали в новую квартиру, ремонт в которой, похоже, не делался никогда. В связи с тем, что на ее покупку пришлось продать старый дом, отдать все сбережения и даже немного занять у родителей, финансовая ситуация не позволяет воспользоваться услугами ремонтных бригад.
А, тем не менее, у нас маленький ребенокhttp://strojdomsam.ru/ - , который просто не должен жить в таких условиях!
Вот я и думаю, как максимально сэкономить на ремонте и хотим попробовать сделать его своими руками.
Но дело в том, что у нас нет никакого опыта, поскольку муж больше головой работает, чем руками, да и боюсь, что придется потом переделывать все и исправлять, а это может повлечь еще большие расходы.
Поделитесь опытом, может кто-то знает, как сделать ремонт подешевле и за что можно взяться самим, а к чему привлекать мастеров.
Заранее благодарна.
uncorysus 16.09.2012 19:16
Нет ничего сложнее, чем купить подарок для дорогого, любимого мужчины или выбрать презент начальнику, другу. И нет ничего проще, чем сделать это у нас! Для решения всех проблем и создан наш Интернет магазин подарков.
Одним из основных наших направлений является продажа подарков для мужчин. У нас всегда в наличии большой ассортимент подарочных наборов, от недорогих до элитных, например таких, как http://vam-podarki.ru/show_cat2.php?grid=6007 - набор для пикника 4 персоны. Рекомендуем купить набор для покера для азартных людей, которые увлекаются замечательной игрой - покер, они обязательно оценят такой подарок по достоинству.
mubSteext 12.09.2012 22:08
у нас на официальном интернет-сайте [url - http://ublaze.ru/ собран огромный набор интересных статей. на тему http://ublaze.ru/forum/ftopic712.html - Драйвера для DVB карт. на вышеприведенном портале все статьи выложены бесплатно и без всякой регистрации.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
здесь размещаються счетчики рейтингов и каталогов