Развитие. Развитие речи 2 часть. 31.01.2011 15:34
Развитие речи 2 часть.

Вот, что ещё можно сделать дома.
Грамотность и насыщенность речи зависит также и от познавательной функции и от словарного запаса, мышцы необходимые для речи формируются в том числе засчет развития крупной моторики: лазание, предолевание препятсвий, перешагивание.

В домашних условиях – это построение конструкций из пуфиков, валиков и прочего и затем через все это проходить и проползать; неустойчивые мягкие подушки, чтобы учиться прыгать; перешагивание через натянутую резинку; толкание (катание) мяча, передача мяча (не брасание его); дуть на горячий чай или кашку; играть в мыльные пузыри: дуть, когда бутылочка находится в маминых руках и ловить пузырики, когда мама дует; отталкивать воздушный шарик не ловя его руками; что-то лепить, красить, потешки и все то что связано с мелкой моторикой.

Познавательная функция  - удобно развивать, захватывая сразу «двух зайцев»  - группировать слова по типам, например, играя в домашних животных, в диких животных, транспорт, готовим, отдельно расскладываем фрукты, отдельно овощи. В играх зайчик не ходит в гости к домашней кошечке; это важное правило, потому что визуальная память развита сильнее, да ещё подкрепленная в игре, крайне сложно потом будет перестроится, также как при счете, лучше не называть раз (потому как нет такой цифры), а один.

Ориентироваться с рисованием и играми на мысление важно по возросту, активное внимание к 2 годам хорошо распределяется на 3 предмета, к 3 годам на 4 предмета и т.д. Например, предлагаем ребенку найти такой же предмет, то картинки этих таких  должно быть 2, то есть ещё один кроме того, на который Вы указывате.

Пользуясь предметами, одевая ребенка, при кормлении, выборе игрушек называйте цвет, форму игрушек, область использование. Например, домик – это здание, он квадратный, синий, в нем живут люди.

О развитии мелкой моторики. Из книги:

О необходимости развивать мелкую моторику крошечного человечка сказано и написано немало. Пожалуй, любая мама карапуза знает, что слаженна и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение.

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работу сердца.
  
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

А известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».

Существует три типа проблем с детскими руками  - это «вялые» руки, руки «в тонусе» и «костные» руки.
   «Вялые» руки – сами ручки ничего  не могут удержать. Пальчики хорошо двигаются, но они очень слабые. Проблема таких деток – несформированные мышцы.
   Причины
-врожденные наследственны проблемы
-защемление какого-то нерва при рождении
-родители не стимулировали развитие хватательных рефлексов у ребенка до года.
Симптомы
-кисточка выпадает из рук
-чашка трясется
-ложку держат в кулаке, т.к. в пальцах нет силы
-не может сжать резиновое колечко-экспандер
Руки «в тонусе» - все держит мертвой хваткой, вынуть из рук у такого малыша что-либо очень сложно.
   Причины
-небольшая родовая травма
-защемление нервов при родах
-повышенное чувство страха у ребенка
Симптомы
-мышцы не разжимаются до конца
-с усилием сжимает ложку и чашку
-пальчики согнуты в фалангах, с трудом дотягиваются подушечками пальцев до ладони

Костные руки – отсутствие пластичности в суставах и фалангах пальцев, рука не действует в запястье.
   Причины
-наследственность
  Симптомы
-пишут не кистью, а всей рукой – от локтя или от плеча
-напряжение в ручках влияет на осанку
 
И наши предки наверняка догадывались о важности мелкой моторики малыша. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Точно задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций – это три. Думаю, этого вполне достаточно, что бы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале ваших с малышом забав.

Учимся нанизывать бусины. Задачи. Ребенок должен освоить координацию глаз-рука и умение протаскивать тонкие предметы сквозь отверстие.
Методика. Положите перед ребенком 4 толстых бусины размером 2,5см и шнур с концами, покрытыми пластиком. Покажите ребенку тот навык, которым он должен овладеть: возьми шнур пониже одного из концов и нанизывайте бусины на этот конец. Затем крепко держите конец другой рукой и опустите руку вниз так, чтобы бусины опустились вниз (не забудьте сделать узел). Помогите ребенку, если он пытается нанизывать бусины вслед за вами. Положите пальцы ребенка на шнур чуть пониже конца и помогите ему удерживать его. Помогайте ему нанизывать бусины и ведите руку во время выполнения движений. Похвалите ребенка за любой достигнутый успех. Если он выполнил это упражнение с вашей поддержкой, то постепенно по мере овладения ребенком тренируемым навыкам, прекращайте помогать ему.
Руки просовывать сквозь обруч, кольца, трубу, пирамиду из колец, меховую муфту. Голову протаскивать через горловину в одежде, бусы.
Предметы проводить через отверстие: мяч бросать сквозь обруч, проталкивать сквозь трубу, картинную рамку, между ножками стула.
Нанизывать предметы: маленькие пластиковые обручи на скалку, диск с большими отверстиями  на короткую палку, сушки, баранки на веревочку. Положительный результат. Ребенок нанизывает без чьей-либо помощи три толстые бусины размером 2,5см.

Учимся открывать сосуд.
Задача. Наряду с моторными навыками открывания крышки, у ребенка должно развиваться представление о том, что внутри сосуда что-то может быть.
Методика. Попытайтесь поиграть с ребенком в игру в прятки. Возьмите две коробки из-под обуви и спрячьте в одной из них игрушку ребенка. Покажите ребенку, что она появляется снова, если вы снимаете крышку. Ведите руку ребенка или заставьте его попробовать самого снять крышку. Поощрите его успех. Загляните вместе в другую коробку, есть ли там что-нибудь?
Используйте различные емкости, которые можно легко открыть: деревянные шкатулки, банки из-под кофе с пластиковыми крышками, банки с пуговицами, матрешку. Результат: пытается открывать различные емкости для того, чтобы извлечь оттуда какой-нибудь предмет.  
 
«Игры с прищепками»
При манипулировании с прищепками ребенок пользуется большим и указательным пальцами, которые впоследствии отвечают за навыки письма.
«Солнышко». Вырезается из картона круг. Взрослый рассказывает ребенку сказку о том, что солнышко растеряло свои лучики, и теперь не может согревать землю. Ребенку предлагается помочь. Солнышку: надо просто вместо лучиков прикрепить прищепки.
«Ежик» - ребенку предлагается вырезанное из картона изображение ежа без иголок. Совместно со взрослыми малыш помогает найти ежику иголки и надеть их на него.
«Елочка» - ребенку предлагается прикрепить иголки к елочки.

«Купаемся и развиваемся»
Но вот малыш понемногу подрастает. И в ответ на ваши «ладушки» хохочет, вырывает крохотные ручонки и хлопает сам, показывая, что вот он какой большой, вот как научился! А это значит, что пора переходить от пассивного воздействия на пальчики к самому, что ни на есть активному – всевозможными упражнениями, которые кроха будет учиться выполнять самостоятельно.

Множество таких замечательных полезных игр можно придумать во время купания! Например, хлопать ладошкой по поверхности воды, создавая вокруг себя множество брызг! И это не только веселье, но и водяной массаж ладошек. Запустите малышу, как переливать воду из одного стаканчика в другой, как наливать жидкость из маленькой бутылочки. Не беда, если водяная струйка не сразу попадает по назначению. Во всем нужна тренировка. Чуть подросший малыш уже сможет наполнить маленькую миску, зачерпывая воду ложечкой. Научите кроху набирать воду в одноразовый шприц и поливать ею уток, лягушек и других резиновых приятелей. Дайте ребенку зубную щетку, и пусть он водит пальчиком по щетине. Помогите ему помассировать каждый пальчик по очереди. Полезное упражнение в стиле М.Монтессори – игра с поролоновой губкой. Подберите для крохи небольшую, достаточно мягкую мочалку и покажите, как набирать ею воду и отжимать в миску. Часто это занятие так увлекает малышей, что они готовы посвятить ему все время купания.

«Пластилин и компания»
Часто мамы считают, что из пластилина нужно непременно что-то лепить. И потому он подходит как творческий материал лишь для подросших карапузов. Но это не совсем так. Для подросшего малыша лепка действительно очень полезное занятие, стимулирующее фантазию, творчество, и конечно, тренирующие пальчики. Но все это будет потом. А пока ваш кроха еще совсем маленький, давайте смотреть на пластилин, как на замечательное средство, развивающее не столько творчество, сколько мелкую моторику. Тем более, что справляется он с этой задачей на отлично.

Научите малыша делать «блинчики» и «оладушки»: покажите, как сплющить ладошкой или кулачок кусочек теста. Пусть он похлопает ручкой то слабее, то сильнее или попытается слепить «пирожок», а вы с воодушевлением нахваливайте способности маленького пекаря. Предложите крохе угостить кукол «ягодками» и «конфетками». Для этого покажите, как двумя пальчиками отщипывать от теста маленькие кусочки и складывать их в тарелку. Когда малыш освоится с тестом, попробуйте вместе катать колобки и колбаски. Колбаски можно разламывать на кусочки, расплющивать пальчиком, сворачивать рулетиком. И пусть они будут корявые и не ровные. Помните, что делаете вы все это не ради конечного результата. Важен сам процесс.
 
  «Игры на кухне».
Ведь именно на кухне есть замечательный, доступный всем и хорошо известный продукт для развития тонкой моторики крохи. Конечно, это крупы. И если вас не пугает перспектива собирать пшено и горох по всей кухне, предложите малышу простые и эффективные упражнения, которые наверняка придутся ему по вкусу. Для начала, насыпьте любую мелкую крупу на поднос ровным слоем и покажите крохе, как можно рисовать на этом «холсте» пальчиком. Пусть малыш изобразит палочки, точечки и прочие «каляки-маляки». Рисовать можно не только указательным пальцем, но и другими пальчиками по очереди (первое время помогайте малышу), и даже всей ладонкой. Пусть кроха перебирает крупинки ручками, зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в высокую кастрюльку, можно прятать мелкие игрушки так же, как и в тесте. А еще попробуйте такую хитрость. Крупу в кастрюльке залейте водой. Малышу доставит огромное удовольствие возможность засовывать ручки в эту смесь. Главное в подобных играх не упустить тот  момент, когда от созидательной деятельности кроха переходит к разрушительной, «рассыпательной» и «разбросательной». Обычно это наступает через несколько минут от начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненную пользу крошечным пальчиком карапуза.

Ребятишкам чуть постарше можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешайте в мисочке чуть-чуть гороха и фасоли и предложите крохе рассортировать их по разным тарелкам. Захватывать фасолинки тоже можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д. Сортировать можно и макароны несколько видов.

Из систем развития акцент на освоение речи делает Глен Доман, теорию и методики можно также на сайте http://zazerkalie.ucoz.com/blog/2009-12-28-23
Упражнения призказки для развития мелкой моторики http://zazerkalie.ucoz.com/blog/2010-10-21-60
Развитие речи 1 часть. http://zazerkalie.ucoz.com/blog/2011-01-31-87
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
здесь размещаються счетчики рейтингов и каталогов