Питание с точки зрения психологии 12.03.2011 15:29

Приём пищи является не только физиологическим актом насыщения и получения питательных веществ для организма, он также содержит в себе психологическую составляющую.

Питание в жизни человека играет большую роль. Причём с самого рождения, с момента кормления грудью, в народе говорят: «С молоком матери, ребёнку передаётся настроение» и это действительно так. Очень важно, чтобы мама в момент кормления чувствовала себя хорошо, ведь если она испытывает тревогу, у малыша может заболеть животик или возникнуть другие болезненные проявления в теле. Например, мама кушает от нервных переживаний, то и ребёнок в будущем, скорее всего, будет иметь такую же реакцию. А аллергические реакции часто зарождаются от той пищи, которая была съедена в тревожных обстоятельствах; к примеру, родители ссорятся, а время кормить уже настало и в таком взбудораженном состоянии происходит кормление ребёнка.

Начиная с трёх – пятилетнего возраста формируется характер и личностные черты: это умение совершать выбор, самооценка, самостоятельность; или обратные черты: неуверенность, зависимость от мнений и желаний других, может приобрести форму пищевой, табачной, алкогольной, или наркотической зависимости. Научно доказано, что самые глубокие психические расстройства, за исключением эндогенных, берут своё начало именно в детском возрасте. Конкретно зависимость – это проблема, которая формируется при соответствующих условиях в трёх – пятилетнем возрасте.

Ребёнку важно самому выбирать, что он хочет съесть. Учитывая наши социокультурные традиции и материальные возможности многих семей можно предложить ребёнку самому выбирать, что он хочет из тех продуктов, которые есть на столе, например, в детском саду, школе, лагере; или, которые имеются в доме, предложив выбрать - «Что ты выбираешь салат или суп».

Важно самому определять, когда есть. Когда возникнет чувство голода, но также важно учитывать обстоятельства и возможности. К примеру, ребёнок расстроен и отказывается от еды, а следующий приём пищи через несколько часов и в этот промежуток он скорее всего проголодается и начнёт просить есть. Если есть возможность, можно предложить ему перекусить, если же принято есть в определённое время, тогда не давать есть, в дальнейшем ребёнок сам восстановит свой режим. Если настаивать, то пользы от этого никакой не будет. Во-первых, такая еда ляжет комом, вспомните себя, когда поедите в стрессовой ситуации или второпях, даже самая лёгкая пища вызывает тяжесть в желудке. Во вторых – это лишает на будущее умений совершать выборы в различных жизненных ситуациях, научиться доверять себе, а следовательно иметь здоровую самооценку, быть самостоятельным.

Важно самому определять количество съедаемой пищи. Естественно количество съедаемой пищи ребёнок должен всегда определять сам, иначе он разучится ощущать порог насыщения и голода. Количество также напрямую связано с чувствительностью: эмоциональной – умение чувствовать эмоции других и проявлять свои, чувствительность опасных ситуаций – инстинкт самосохранения.

В раннем детском возрасте формирование психических процессов зависит в большей степени от того, как происходит удовлетворение естественных потребностей. От того, как трёх-пятилетний ребёнок ест: легко ли ему выбирать, что он хочет поесть, почувствовать, когда он голоден и сколько нужно скушать, может ли он немного отсрочить приём пищи, а также при необходимости придерживаться режима питания, показывает насколько хорошо эти процессы сформировались. Если всё это даётся ребёнку легко, то в будущем он сможет ценить себя и других, защищать себя и своих близких. Это уверенный человек у которого есть «опора под ногами» и на которого не чьи «добрые советы» и дурные компании не смогут повлиять.

Часто возникает вопрос: Не вырастет ли ребёнок с воспитанием свободного выбора не в чём себя неконтролирующим - «свободным», гуляющим по паркам и центрам развлечений. - Нет, позволять выбирать это совсем не тоже самое, что ничего не запрещать. «Ребёнку нужны ограничения и структура, максимально приспособленная под него, потому что на неё можно опираться, а опираться на хаос невозможно» (Ирина Млодик).

Далее уже сформированные особенности приёма пищи по средствам стрессовых ситуаций и времени могут усиливаться, а также переходить в патологические формы, при которых обращение к специалистам уже неизбежно.

Нарушения принятия пищи, разделяют на двегруппы: с избыточным потреблением пищи (булимия) и с недостаточным (анарексия). Яркими примерами являются ожирение, которым страдает около 30% населения, и истощение, его распространенность значительно меньшая.

Переедание может быть связано с чувствительностью и проявляться после стресса или эмоционального дискомфорта; с внешними стимулами (например: за компанию, потому что был на дне рождении, на прогулке обычно пьют пиво и едят орешки) и имеют формы привычки. Психологическими механизмами переедания могут быть: «заедание» тревоги, страха, стрессовой ситуации; сверхопёка или сверхсвобода родителей, в результате порождающие напряжение перед выбором, принятием решений; привычка «поощрения» трудностей сладким. Могут быть приступы, так называемой, компульсивной еды, которые часто являются эквивалентом депрессивных состояний.

Анаректическая реакция связана с отказом от приёма пищи или резким уменьшением её количества, её также разделяют на два типа: это когда чувство голода действительно отсутствует или снижено и когда испытывают голод, но отказываются от еды, желая изменить свою внешность.

Переедание, возникающее в условиях стресса, является своеобразной формой психологической защиты и в то же время механизмом прибавления массы тела. Более удобная с эстетической точки зрения реакция на стресс – анаректическая, однако её сила и длительность могут приобретать патологические черты и приводить к резкому снижению массы тела и если не прибегнуть к своевременному лечению может привести к смертельному исходу.

Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
здесь размещаються счетчики рейтингов и каталогов