Профилактика гиперактивности для детей от года до 3х 13.01.2012 19:13

Начав ползать и научившись дотягиваться до многих вещей, с тем, чтобы поисследовать их дети становятся активнее. Ведь так много всего интересного вокруг и теперь ВСЁ ЭТО можно познавать самому – «Я» это делаю сам». Ребёнок уже достаточно ловок, чтобы действовать самостоятельно, но он ещё не может сказать родителям, чего он хочет.

После года ребёнок продолжает познавать себя. Помочь ему можно помогая изучать себя, не давая оценок. Например, подведя малыша к зеркалу, по нескольку раз называйте разные части тела. Указывая на них (колени, локти, пяточка). Не добавляйте оценок, на первом познавательном этапе; особенно негативно окрашенных – это увеличивает тревожность ребёнка. Носик маленький, ушки хорошенькие, губки бантиком; они не дают ребёнку никакой информации. Лучше сказать: «Ножки длинные, ручки сильные, животик мягкий, коленки круглые».

После 3х-5ти лет эмоциональное восприятие частей тела более полезно для самооценки и самовосприятия. Эмоционально окрашенные описание важны и нужны ребёнку. Используйте их, обращаясь к ребёнку: «Моё солнышко, мой заинька и т.п.» На листе бумаги можно обвести аккуратно карандашом ладошку и показать очертание ребёнку. Пусть он раскрасит свою ладошку так, как захочет.

Дом для исследователя должен быть комфортным. Всё, что малышу нельзя трогать, уберите в недосягаемые места, а на нижних полках, скажем, кухонных шкафов, оставьте лишь то, что не причинит вреда малышу и само не пострадает: кастрюли, крышки. Выгружать эти предметы на пол Ваше чадо будет регулярно. Складывая всё на место, успокаивайте себя тем, что страсть к исследованию – признак нормального развития ребёнка. Рано или поздно малыш схватит со стола острый нож и устроит «скандал», когда Вы попытаетесь забрать его из рук. Отсутствие жизненного опыта главное счастье и главная проблема малыша. Он ещё не знает, что ножом можно порезаться, что о горячее можно обжечься, что рисунки на обоях портят их. Рассказывать о последствиях годовалому малышу, значит терять время. Он ни усвоит ни слова из тирады: «Ты порежешься – потечёт кровь – никогда – ничего- не-бери без спроса». А напугаться может.

Позвольте ребёнку совершать поступки, которые Вам кажутся глупыми, а ему важными в данный момент жизни. Позвольте ему выражать своё искреннее возмущение – орать, брыкаться и , когда Вы попытаетесь остановить его. В общем, позвольте ему оставаться ребёнком.

При этом, очень важно быть последовательным в запретах, если вы что-то запрещаете, то стойте до конца, не отменяя решения. Ведь иногда бывает так, сегодня дочка рыдает крокодильими слезами, потому что Вы не даёте ей печенье. Откуда ей знать, что три печенья — это нормально, а  четвёртое перебор? На следующий день Вы решаете побаловать дочку и с умилением смотрите, как она уминает печенье. А ещё через пару дней снова ограничиваете её. И как она должна реагировать на такие метания, Разумеется, орать.

Вечером Вы устали и делаете вид, что не замечаете, как сын уничтожает журналы, разрывая их в клочья. Наутро, отдохнув, Вы отбираете у него очередной журнал, объясняя, что Вы его ещё не прочитали. Таких тонкостей малыш понять не в силах. Вчера было можно, а сегодня нельзя? Не понимаю! И злюсь!

Лучше иметь 25 чётких запретов, на которые Вы чётко будете ориентировать, и проявлять своё родительское бурное негодование: «Нель-зяяяя». Но их только 25: палец в розетку, через дорогу без взрослых, горячий суп опрокидывать на себя и т.п. Такие запреты, которые действительно опасны для жизни ребёнка. Обсудите их в семье, теми, кто имеет отношение к непосредственному воспитанию ребёнка. Важно, чтобы основные запреты мамы и папы совпадали. В остальном предоставляйте ребенку альтернативу. При этом почаще говорите, что можно: «Можно гладить пальму в кадке», вместо «нельзя рвать листья»; «Можно лазить по лесенке с мамой», вместо «Куда полезла, упадёшь». Это требует определенной тренировки, но навык полезный не только в общении с детьми.

Детские слёзы дают выход гневу и разочарованию, и в них нет ничего плохого. Главное всегда одинаково игнорировать их. Это не значит, что если малыш ударился и плачет не пожалеть его, речь про бытовые ситуации. Нельзя сегодня пойти на поводу у слёз, а завтра не замечать их. Подавляйте порывы нежности, которые у многих мама следуют за строгостью, как чувство вины. Иначе ребёнок решит, что любви проще всего достигнуть слезами. Обнимайте и хвалите малыша, даже за маленькие поступки и успехи.

Когда дочка выливает гранатовый сок в сумку с важными документами, даже, когда сын собачий корм из кормушки. Прежде, чем ругать вспомните, что он делает это не для того, чтобы расстроить Вас. Дети младше двух лет ничего не делают назло, они просто играют.

Дочка кусает Вас за руку, сын хватает за волосы, так что от боли темнеет в глазах, - не нужно резко отдёргивать руку или давать сдачи. «Маме тоже больно», говорит мама, щипая малыша за руку. Дети в этом возрасте не способны воспринимать чужую боль, как свою. Ответную реакцию они расценивают, как продолжение игры в «щипалки». Если ребенок замахивается на Вас, перехватите её ручку и погладьте ею себя. А потом погладьте её. Так Вы научите её в игре «в ласку».

Наказывая, дайте себе запрет на то, чтобы бить ребёнка. Дети на это реагируют не только эмоционально, часто это может стать глубокой травмой, если только Ваш шлепок не лёгкая имитация, больше похожее на игру. Существует много способов ограничить ребёнка.

Поисследуйте причину своей агрессии, в большинстве случаев она имеет другого адресата.

Конечно, все вопросы и случаи невозможно расписать в одном буклете. Если у Вас остались вопросы обращайтесь за личной консультацией.

Наиболее важный возраст для диагностики детей с гиперактивностью – 3-6 лет. В качестве диагностического материала используются:
вопросники для родителей и педагогов;

диагностика интеллекта и познавательной сферы ребенка;
диагностика видео-моторной коррекции ;
диагностика эмоционального развития.


Для полноты представления о психических процессах ребёнка психолог может поинтересоваться результатами:
нейрофизиологических методы исследования (электроэнцефалография, рентгенография черепа, шейного отдела позвоночника для исключения органических заболеваний и тд

Помимо легкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции, исследования врачей-неврологов – называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а  особенности внутрисемейного воспитания.

Более подробно о гиперактивности можно прочитать на сайте "Зазеркалье”

в том числе для детей старше 3х лет

http://zazerkalie.ucoz.com/blog/2011-01-28-86

Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
здесь размещаються счетчики рейтингов и каталогов